Удивительный мир камней - Сайт УО "Мозырский государственный профессиональный лицей геологии"

Перейти к контенту

Главное меню:

Удивительный мир камней

Удивительный мир камней

Формирование личности молодого человека, молодого специалиста мы видим в деятельности музея, которая предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Музей минералов в УО "Мозырский государственный профессиональный лицей геологии» - это творение коллективного труда и коллективного творчества, который считается его визитной карточкой. "Уникальный и редкий", хочется характеризовать его такими эпитетами. Это настоящий центр поисково-исследовательской работы, а также центр формирования личности учащихся и интенсивное их включение в общественную жизнь.  
Главный акцент проводимых мероприятий в музее направлен на развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодёжи, воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности, формирование у учащихся позитивного образа рабочих специальностей, чувства гордости за выбранную профессию и востребовательности молодых специалистов на предприятиях страны.
В экспозиции музея имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы становления и развития недр Земли, этапы становления училища, трудовые подвиги педагогов. Основная работа нашего музея – воспитание патриотизма, формирование социлкультурного потенциала личности, пропаганда геологоразведки и трудовых традиций народа. Они помогают расширять знания учащихся об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать у молодого специалиста патриотизм и чувства уважения к труду, к своей истории.

Минералогический музей совершенно удивительное место. Я предлагаю вам погрузиться в мир разнообразных и восхитительных сокровищ. Это минералы, красота их бесспорна. Разнообразие форм и цветов, великолепие оттенков, созданных природой, завораживает.  

Главной ценностью   музея является коллекция минералов, которая была во времена Советского Союза была получена в качестве учебного пособия нашим училищем как лучшим учебным заведением, готовящим кадры для геологии.  Она содержала в себе образцы почти всех основных минералов и горных пород. Фонды музея пополняются экспонатами привезёнными выпускниками нашего лицея. В выставочном зале в данный момент находится 230 минералов. Они, как учебное пособие представляют геолого-стратиграфические материалы. Некоторые минералы, которые являются высокотоксичными, ядовитыми, или излучают радиоактивные изотопы очень редко извлекаются для демонстрации. С некоторыми из них необходимо соблюдать ряд предосторожностей: исключено нахождение рядом источника тепла и света. Каждый экспонат снабжён этикеткой, на которой отмечены его физические и химические свойства.

Первая экспозиция представляет образцы полезных ископаемых нашей республики. Отличительной особенностью данных минералов является слоистость. Практически все горные породы осадочного происхождения состоят из пластов. Пласты, как правило, залегают горизонтально, параллельно друг другу. Процесс, приводящий к их образованию, обусловлен механизмом осаждения обломочных компонентов: прерывистым характером процесса осаждения, изменением его условий (климата, состава переносящей осадочные материалы воды) или сочетанием этих факторов, в результате чего формируются пласты с разной структурой, литологическими свойствами и цветом.
Сейчас я познакомлю вас с теми дарами природы, значимость которых сложно переоценить в нашей жизни. Всё вокруг: дома, улицы, транспорт, современные покрытия, почти всё, чем мы пользуемся в быту, имеет минеральное происхождение. Все сферы человеческой жизни нуждаются в минеральном сырье. Невероятное количество полезных ископаемых требует эстетика урбанизма.

Современному человеку не следует придавать камню лишь эстетическое значение, не задумываясь о потенциале, который он скрывают в себе. Сырьём для постоянно появляющихся новых материалов, по-прежнему служат минералы. Без них человеку не обойтись сегодня, как и много тысячелетий назад. Применение современных технологий позволяет открывать уникальные неизвестные свойства хорошо известных минералов. Определить невооружённым глазом, из чего сделана та или иная вещь становится всё сложнее. Трудно ориентироваться во всём многообразии новых соединений (полимеры, композиты, спекания).  Одни из них обладают механической прочностью, высокой термической и химической стойкостью, другие способностью снижать скорость звука при прохождении через них звуковой волны. Многие кристаллы играют возрастающую роль в развитии важнейших направлений науки и техники. Без них не могут обойтись квантовая и полупроводниковая электроника, микроэлектроника, приборостроение, электронно-вычислительная техника, ракетная и космическая. Промышленная потребность в высококачественной стали обусловила массовую добычу и использование легирующих металлов. Все электронные технологии вращаются вокруг четырёх давно известных элементов с полупроводниковыми свойствами: германия, кремния, мышьяка и гелия.
Об универсальных свойствах минералов можно говорить бесконечно. Но обратимся к камню. Это можно проиллюстрировать на примере кварца. Кварц
один из самых распространенных минералов земной коры. Он имеет формулу SiO2. В основе всех микроэлектронных компьютерных технологий лежит кремний (Si). Он является основным материалом для микропроцессоров. С его помощью человеку удалось решить проблему высокоскоростной передачи данных. В природе кварц, подвергшись эрозии, разрушается, превращаясь в песок. Расплавленный песок, затвердевая, становится стеклом. Вытягивая стекло длинными тонкими волокнами, получают стекловолокно. А если стекловолокно сделать полым внутри, из этих микроскопических трубочек можно изготовить ультратонкие фильтры, способные пропускать воду в виде пара и удерживать ее в жидком состоянии это так называемая технология «Гортекс», позволяющая делать непромокаемую, и вместе с тем дышащую ткань.
Люди верят в магическую силу (ставролит), которую таят в себе минералы. С древнейших времен их притягивали камни. Их чарующая красота и таинственная сила никого не оставляли равнодушным (берилл, корунд, топаз). Для одних минералы
источник исцеления (нефрит) и внутренней силы (агат), для других предмет любования и восхищения (горный хрусталь), украшение для женщин, рабочий материал для ювелиров.

Ученые, для которых эти молчаливые спутники являются предметом исследования, знают, как много нераскрытых наукой тайн скрыто в толщах горных пород и в глубинах земной коры. Камни для них это воссоздание геологической истории, возможность совершить путешествие-погружение на миллиарды лет назад. Сквозь призму кристалла они способны разглядеть популяции микроорганизмов, которые, отмирая и осаждаясь, создавали кислую или щелочную среду, дающую основу для формирования того или иного минерала. Специалист видит, какого происхождения минерал: магматического (морион), осадочного (известняк) или метаморфического (кварцит). Ему известно, какой должна быть температура и давление, чтобы начал зарождаться кристалл. Он также понимает с какими природными явлениями это могло быть связано.
Посредством изучения керна (так называют образцы горной породы поднятой на поверхность земли буровой установкой), геолог составляет полную характеристику почв, на которых будут строиться дома, дороги, предприятия. Его состав, словно «черный ящик», достоверно расшифруют в лаборатории.
Пирит, самый распространённый из всех сульфидов, из-за великолепного золотого блеска нередко путают с золотом. Пиритовые руды являются одним из основных видов сырья, используемого для получения серной кислоты. Хотя пирит и содержит 46,4 % железа он не является стратегической железной рудой.
Киноварь является важнейшим минералом для получения ртути.
Архитекторы, дизайнеры и скульпторы используют структуру и насыщенный цвет яшмы для воплощения самых смелых замыслов при создании самых изысканных интерьеров.

Изумительно красивы кристаллы в друзах. Некоторые из них представляют собой настоящие произведения искусства (аметист).


В данном выставочном зале также имеется палеонтологический экспонат (останки доисторического животного) и модели буровых установок по бурению скважин на нефть и газ и на воду.

Если у вас в процессе экскурсии появился интерес к геологии и вы открыли для себя мир камня, если при этом вам удалось взглянуть на окружающую среду глазами геолога и эколога, я буду считать свою задачу выполненной.

 
Республиканский институт профессионального образования
Назад к содержимому | Назад к главному меню