Мир здоровья - наш мир - Мозырский лицей геологии -

Перейти к контенту

Главное меню:

Мир здоровья - наш мир

Методическая разработка плана-сценария тематического вечера
«Мир здоровья - наш мир»


Разработал
мастер производственного обучения
Герасимов Николай Владимирович


ПЛАН-СЦЕНАРИЙ ТЕМАТИЧЕСКОГО ВЕЧЕРА
«МИР ЗДОРОВЬЯ
НАШ МИР»
(проводится совместно с родителями учащихся, а также приглашаются медицинский работник учебного заведения и врач - валеолог)


Цель: пропаганда здорового образа жизни среди  учащихся, негативное отношение к алкоголю, курению
Задачи:
формировать навыки здорового образа жизни;
научить учащихся быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, не причиняя ему вреда;
развивать у учащихся навыков самоконтроля, саморегуляции и сопротивления социальным влияниям;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью, занимаясь физической культурой и спортом.
Оборудование: плакаты, фотографии, пословицы, афоризмы о,  статьи из периодической печати, музыкальные композиции

Эпиграф:  «В здоровом теле
здоровый дух».

План проведения мероприятия


1. Вступительное слово ведущего вечера ( куратора, мастера п/о)  о значении  в жизни каждого человека здорового образа  жизни
2. В объятиях табачного дыма
3. На дне стакана
4. Выступление агитбригады группы
5. Сценка «Курильщик у доктора»
6. Заключительное слово   ведущего

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО

Всем добрый день! Сегодня у нас с вами  мероприятие, которое посвящается здоровому образу жизни. Для начала правила поведения в группе:
Не перебивайте других.
Внимательно слушайте других.
Будьте предельно искренними. Говорите (отвечайте) поочередно.
Захотите ответить
поднимайте руку.

Выскажите, пожалуйста, свои мнения насчет того, зачем здоровье нужно человеку. Все варианты
правильные. Не задумывайтесь долго, говорите сразу. (Участники начинают высказываться, ведущий обобщает их). Да, здоровье необходимо для того, чтобы организм нормально функционировал, чтобы люди могли работать, ходить, радоваться жизни…. Вспомните, как ведут себя родственники тех, кто болен. (Все начинают вспоминать вслух то, что просит ведущий). А теперь вспомните, как ведут себя родные, когда в их семье все здоровые (участники вспоминают). Теперь скажите: вам больше нравятся здоровые люди или больные?
Сейчас мы с вами представим, что окунулись в жизнь всего организма, и начнем «улавливать» ценность самых важных его органов.
Печень. Она переваривает пищу, которая в организм поступает. Еще она задерживает различные токсины и яды.
Сердце. Разносит кровь по всему телу. Оно является «часами» нашей жизни. Без сердца можно жить только в метафорах или в сказках.
Мозг. Он контролирует все действия человека, все его мысли. Каждая часть тела контролируема им.
Кишечник. Благодаря этому органу все полезные вещества пищи проносятся в кровь и распределяются по всему организму.
Почки. Занимаются тем, что выводят различные шлаки. Еще образуют мочу из отходов, которые находятся в крови.

В ОБЪЯТИЯХ ТАБАЧНОГО ДЫМА

Далее предлагается слово врачу валеологу о вреде  курения
Информация  врача;
Из каждых 100 чел., умерших от рака легких, 90 курили; из каждых 100 чел., умерших от хронических заболеваний легких, 75 курили; из каждых 100 умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили.
В экономически развитых странах мода на курение постепенно проходит. Сейчас в моде спортивный стиль, стройная фигура, регулярные занятия гимнастикой, культуризмом и другими оздоровительными процедурами. Курить не модно и не престижно. Курение может испортить не только здоровье, но и карьеру
все больше предпринимателей отказываются принимать на работу курящих. В США более 35 млн чел. бросили курить, а в Англии более 8 млн.
Токсичность табачного дыма в 4,5 раза превышает токсичность выхлопных газов автомобиля.
Женщины, у которых курят мужья, живут на 4 года меньше по сравнению с женщинами, у которых мужья не курят. Пассивное курение увеличивает на 10
30% риск развития рака легких.
Под влиянием никотина происходит сужение сосудов кожи. При этом через капилляры кожи проходит меньшее количество крови, что вызывает понижение температуры соответствующей части тела.
Сужение капилляров кожи после выкуривания сигареты вызывает побледнение кожи. Регулярное курение мешает правильному питанию кожи.
Кроме никотина и табачной смолы в табачный дым входит еще окись углерода
очень ядовитый газ.
Курение особенно пагубно для детского организма, в два раза опаснее, чем для взрослого. Курение замедляет физическое и интеллектуальное развитие детей. Курящие подростки страдают от болезней желудка, одышки; при физических нагрузках они быстро устают. У них слабая память, что часто является причиной плохой успеваемости в школе. Они нервные, неуравновешенные, подвержены депрессии и асоциальным поступкам. У подростков бытует мнение, что сигареты с фильтром безвредны для здоровья. Но следует знать, что фильтры задерживают не более 20% вредных веществ, большая их часть поступает в легкие, а 5
8 сигарет, выкуренные за один раз, смертельная доза для детского организма. Поэтому прежде чем закурить, стоит подумать!
Существует множество мифов по поводу курения.
Вопросы учащимся:
«Правда ли, что курение:
помогает оставаться стройным?
помогает согреться в холодное время года?
помогает сосредоточиться и лучше работать?
признак современного, независимого, "крутого" человека?
успокаивает нервы?»

Учащиеся высказывают свое мнение.
Ведущий: « У курящих очень низкая самооценка. Они курят для того, чтобы как-то улучшить свой имидж. Стать "круче", привлекательнее, популярнее среди сверстников
вот их заветная мечта. Как правило, такие подростки не могут смело и напрямую сказать "нет", когда им предлагают закурить.
Уметь отказываться необходимо. Существует много разных способов отказа.»
Ведущий проводит игру «Умей сказать "нет"».
Вызываются пары
родитель и ученик. Ученик в роли родителя, родитель в роли ученика. В каждой паре один предлагает закурить, второй отказывается. Учащиеся используют разные способы отказа.
Вы все-таки курите, но твердо решили бросить. Что нужно для того, чтобы отказаться от курения?
Советы медицинского работника учебного заведения
Во-первых, принять твердое решение, во-вторых, знать методы отказа от табака и, в-третьих, суметь выполнить свое решение. Попробуйте составить несколько правил.
(Родители и ученики разрабатывают правила "Как бросить курить", после чего каждая команда предлагает свой вариант.  Медработник дает рекомендации, как бросить курить и что делать, если ребенок начал курить после чего раздает памятки родителям.
Далее  ведущий участникам предлагает антитабачную викторина и несколько заданий:
Перечислить как можно больше марок сигарет. Победителем объявляется тот, кто знает меньшее число названий сигарет.
Подсчитать, что можно купить на деньги, расходуемые курильщиком на сигареты.
Назвать как можно больше пословиц о курении.
Создать  листовку с антирекламой курения по любой из следующих тем: "Жизнь без дыма", "Мир без табака", «Скажем "Нет!" сигарете», "Очистим мир от дыма".
Созданные на занятии листовки ребята распространили по учебному заведению и микрорайону.)
Ведущий: « Какая же борьба ведется с курением в современном мире?»
Учащийся: В Англии вычитают деньги из зарплаты работников за время, проведенное ими в курительной комнате. В Дании запрещено курить в общественных местах. В Сингапуре за курение взимается штраф в 500 долларов. Запрещена реклама табачных изделий. В Финляндии по инициативе врачей день 17 ноября признан днем, когда курильщики обязаны приходить на работу без сигарет. В Японии в г. Ваки положено 3 дня в месяц обходиться без курения. Во Франции после проведения антитабачной кампании число курильщиков сократилось более чем на 2 млн чел. В Республике Беларусь» принят Государственный  закон Об ограничении курения табака" .  В этом законе  говорится, что "в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах…". Ведущий: После всего услышанного и увиденного здесь, что бы вы пожелали курящему человеку?
(Родители и учащиеся высказывают свои мнения).
Ведущий: « Жизнь
это движение. Если мы движемся вперед, то мы развиваемся. А если мы остановимся, совершая плохие поступки, то начнем отставать от жизни. Таким образом, человек имеет право на выбор какой образ жизни ему вести, он несет ответственность не только перед людьми, но и перед самим собой».

НА ДНЕ СТАКАНА

Беседу проводит врач-валеолог
Когда по телевизору идет очередная передача о проблемах алкоголизма, мы спешим переключить канал
ведь нас это не касается. Разве пара литров пива субботним вечером в кругу друзей это алкоголизм? Или грамм триста водочки под хорошую закуску? Конечно, алкоголизмом это назвать сложно.
И все-таки негативное влияние алкоголя на здоровье невозможно только в том случае, если человек не употребляет спиртные напитки вообще. Все остальные в той или иной степени испытывают на себе последствия употребления алкоголя. Самое печальное, что практически ни одна система человеческого организма не остается «равнодушной» даже к самым безобидным, на первый взгляд, дозам спиртного. И реагирует на это не самым лучшим образом.
Желудок и поджелудочная железа
В первую очередь, алкоголь оказывает негативное воздействие на органы пищеварения: пищевод, желудок, поджелудочную железу. Здесь влияние алкоголя на организм человека проявляется в повреждении и разрушении клеток внутренней поверхности пищеварительных органов, ожогу и омертвению их тканей; атрофии желез, выделяющих желудочный сок; гибели клеток, вырабатывающих инсулин. Это, в свою очередь, приводит к нарушению процессов всасывания питательных веществ, угнетению выделения пищеварительных ферментов, застою пищи в желудке.
Таким образом, влияние алкоголя на здоровье может откликнуться резкими болями в животе, проблемами с пищеварением, гастритами, сахарным диабетом, панкреатитом, раком желудка.

Сердечнососудистая система
Из желудка и кишечника алкоголь попадает в кровь
и здесь продолжается негативное влияние алкоголя на организм человека.
Во-первых, алкоголь способствует разрушению эритроцитов
клеток крови человека. В результате этого деформированные красные кровяные тельца не способны переносить кислород из легких к тканям (и углекислый газ обратно), а также выполнять ряд других функций. Вследствие этого даже умеренно пьющий человек в возрасте 35-40 лет неизбежно столкнется с заболеваниями сердечнососудистой системы: ишемической болезнью, атеросклерозом, аритмиями.
Во-вторых, влияние алкоголя на здоровье также проявляется в нарушении регуляции сахара в крови. Это, в свою очередь, может привести к повышению или понижению его уровня. И то, и другое может привести к необратимым последствиям: диабетическим состояниям, проблемам с сосудами, нарушением работы нервной системы, мозга.
В-третьих, для сердечнососудистой системы опасно поглощение большого количества пива
безобидного, казалось бы, напитка, столь популярного среди молодежи. Это приводит к образованию бычьего сердца его еще называют пивным увеличенного в объеме, склонного к более частым сокращениям. Отсюда всевозможные аритмии, повышение давления.

Мозг и нервная система
Пожалуй, больше всего от алкоголя страдают именно они. И если влияние алкоголя на организм человека до поры до времени незаметно в отношении остальных органов, то в этом случае оно более чем очевидно.
Прежде всего, алкоголь опасен для мозга тем, что здесь его концентрация оказывается намного выше, чем в остальных органах. Именно для мозговой ткани алкоголь является особенно токсичным
и именно поэтому так явно состояние опьянения при употреблении алкоголя. Мы привыкли называть это безобидными, порой даже поэтическими, словами: «расслабиться», «забыться», «захмелеть», «алкоголь вскружил голову». На самом же деле все куда более прозаично и печально алкоголь приводит к разрушению коры головного мозга, онемению и последующему отмиранию его участков.
Поражают фото мозга пьющих людей: он сморщенный, уменьшенный в объеме, покрытый рубцами, язвами, отеками, с множеством расширенных (часто разорванных) сосудов, кист в местах омертвления участков мозга.
Влияние алкоголя на здоровье отражается и на работе нервной системы - вследствие паралича центров психических отправлений: проблемы с памятью и вниманием, восприятием окружающего мира, умственным развитием, мышлением, психикой, возникновение наркотической зависимости, деградации личности.
В конце концов, большая доза алкоголя (1 -1,25 литра для взрослого человека) может привести к коматозному состоянию, смертельному исходу.
Печень
Печень также является особо беззащитной перед алкоголем, так как негативное влияние алкоголя на организм человека в ней усиливается за счет окисления этанола до ацетальдегида
вещества довольно опасного и высокотоксичного. Дальнейшее «расщепление» ацетальдегида также неблагоприятно сказывается на состоянии печени.
Под воздействием алкоголя гибнут печеночные клетки
на их месте образуется рубец, который не выполняет функций печени, что приводит к всевозможным нарушениям обмена веществ.
Наиболее известное заболевание печени как результат влияние алкоголя на здоровье - цирроз печени. Что оно собой представляет? Со временем под влиянием алкоголя печень сморщивается, уменьшается в размерах, что приводит к сдавливанию сосудов, застою крови и повышению давления в них. Закономерный в этом случае разрыв сосудов приводит к кровотечению. В большинстве случаев от него умирают.
Может ли алкоголь быть полезен?
В ходе многочисленных исследований было доказано и положительное влияние алкоголя на организм человека. Безусловно, оно возможно только в случае употребления алкоголя в малых количествах.
Так, красное вино укрепляет иммунитет, служит хорошей профилактикой атеросклероза, нормализует обмен веществ в организме, выводит из него
токсины и шлаки. Белое вино и шампанское хороши для ослабленной сердечной системы. Глинтвейн поддержит организм при простудных заболеваниях, бронхите, воспалении легких. Употребление пива поможет снизить риск возникновения заболеваний сердечнососудистой системы, рака, болезней Паркинсона и Альцгеймера, замедляет процессы старения. И даже водка может быть полезной
она снижает уровень холестерина в крови.
При каких же условиях влияние алкоголя на здоровье будет позитивным? Ученые вывели нормы, придерживаясь которых, спиртное можно употреблять без вреда (и даже наоборот
с пользой) для здоровья. Для мужчин эта норма составляет 20 г чистого алкоголя, для женщин ровно вдвое меньше. Для примера такая доза содержится в 30 г водки, 100 г вина, 300 г пива.
Не забывайте о вреде алкоголя и пейте только на здоровье!

Выступление агитбригады учащихся группы «Мы  выбираем за здоровый образ жизни»

Водку когда пить начнете, (на мотив песни «Если у вас нету тети»)
Здоровье начнёте терять…
А коли совсем вы не пьёте,
То лучше и не, то лучше и не,
Лучше и не начинать, не начинать!
Припев:
Оркестр гремит басами,
Трубач выдувает медь…
Думайте сами, решайте сами

Здоровье или смерть…(2р.)
Если курить вы не стали,
То лучше вам и не курить…
Ведь медики предупреждали,

Что никотин может совсем
Может и лошадь убить, лошадь убить.
Припев:
Оркестр гремит басами
Трубач на трубе дудит…
Думайте сами, решайте сами,
Курить или не курить…(2р)

Если колоться не стали,
Не стали колёса глотать

Не будет у вас и печали:
Не станете вы (2р)
Не станете вы воровать,
Чтоб деньги на «травку» достать…
Припев:
Оркестр гремит басами,
Трубач выдувает медь…
Думайте сами, решайте сами

Здоровье или смерть…(2р.)

Я люблю тебя, жизнь,
Без бутылки, без рюмки, без стопки…
Наша трезвая жизнь

Значит, дарим здоровье потомкам…

Пусть же радует нас
Жизнь без вредных привычек отныне…
Ведь живём только раз…
Нету жизни повторной в помине!!

Пьяная тьма

На море ли, на суше ли
Чтоб не было беды,
Не пей ни в коем случае
Ты "огненной воды".
Наклейками увешана
И манит слабаков,
С бедой и горем мешана
Из глубины веков.
Отрава несусветная
Для тела и души.
Не видят в жизни светлого
Убийцы-алкаши.
Полулитрами и стопками
Измерены года.
Дорожка, пьяной тропкою,
Ведёт на край всегда.
Пройдёт немало времени,
Чтоб зло искоренить.

Предать бы всю забвению,
Без водки можно жить.
Кого призвать к ответу?
Хотим узнать все мы.
И где тот выход к свету
Из этой пьяной тьмы?

И нет войны, а дети сиротеют

И нет войны, а дети сиротеют,
Тоскуя днем и плача по ночам.
И все никак приюты не пустеют,
Крепя печатью детскую печаль.
И цвет печати ярко-фиолетов,
И срок печали
явно не на час…
Что пользы в том, что крутится планета,
Когда огонь в родном окне угас?
И не красна пустышка-погремушка,
Не веселА гармошка с бубенцом,
Когда не с мамой вышита подушка,
И первый гвоздь вколочен не с отцом,
И первый окунь выужен
не с братом,
И сласть-пирог разделен не с сестрой…
Ребенок мал, что б видеть виноватых,

А у «больших» не в планах домострой.
Как сын оценит слов дороговизну,
Коль мама пьет, а папа пьет и бьет?
Как назовет он Родину Отчизной?
Как Матерью ее он назовет?

Нас не одолеть
Пороков разных много развелось.
Но мы свой путь уже определили.
Мы не хотим, чтоб этой страшной силе
Нас в дебри ада бросить удалось!
Мы будем жить борясь
И смерти не боясь,
Привычкам вредным нас не одолеть!
Наркотики
долой,
Объявим пьянству бой
И дыму ядовитых сигарет!
И если жизнь важна
И вам она нужна,
Возьми друзей за руки и борись.
Труд, физкультура, спорт

И это наш девиз!
Здоровый образ жизни
это жизнь!
Здоровый образ жизни
наша жизнь!


СЦЕНКА: «КУРИЛЬЩИК У ДОКТОРА» (РОЛИ ИСПОЛНЯЮТ УЧАЩИЕСЯ)

Теперь, благодаря небольшому театральному представлению, посмотрим, что происходит с  нашими органами, когда они сталкиваются с вредными веществами.

Импровизированная сцена:
Врачебный кабинет. Доктор сидит за столом. Раздается стук в дверь, после которого появляется больной.
Врач: Какие есть жалобы?
Больной: С лёгкими что-то (голос
хриплый).
Врач: С лёгкими? Вы, я слышу по запаху, курильщик. Предлагаю проверить ваше сердце и ваши легкие.
На сцену, тяжело дыша и громко кашляя, выходят легкие и сердце. Они опираются друг на друга, вызывая сострадание.
Лёгкие: Мимо меня пробегал рак легких. Он выискивал себе новую жертву. Долго ли нам удастся убегать от лап этого чудовища
неизвестно. Хозяин наш становится все слабее с каждым днем. Он много курит! Если бы он понял, как страшно умирать от этой жуткой «болячки» бросил бы сигареты, больше никогда не прикасаясь к ним.
Сердце: Я очень обижен на хозяина. Я работаю круглосуточно, чтобы он пил, ел, гулял, жил. В благодарность
порция табачного дыма каждый день. А мне так нужна его забота….
Доктор: В курсе ли вы, больной, что в дыме табака находятся тридцать компонентов, которые относятся к ядовитым? Не хотите ли бросить эту свою привычку?
Больной: Я пробовал, доктор.
На сцене появляется Мозг. Он весь трясется, и идет, опираясь на палочку.
Ведущий: Это кто?
Мозг: Я
мозг. Мне хорошо известно, как можно отравиться никотином. Мой хозяин бедняга. Он так слаб духом. И лет одиннадцать уже является рабом.
Больной: Чьим это рабом?
Доктор: Сигаретным рабом! Исследователи утверждают, что никотин вызывает невероятное привыкание. Последствия
множество неприятных болезней.
Больной: У меня уже живот от страха заболел очень!
Доктор: Это болит желудок.
На сцену выходит Желудок. Выходит он под звучание музыки, на четвереньках. А на Желудке сидит Язва. Такая довольная, веселая, улыбчивая. Она крутит кнутом, ударяя им Желудок. Бедняга делает попытки отбиться от нее.
Желудок: Убивают! Спасите! Мой Лёша закурил. Этот день помню, будто он был вчера. Вся Еда, которая в меня поступала, только то и делала, что бросалась жалобами. Компот злился, котлета с ума сходила, салат сказал, что не хочет быть съеденным этим человеком…. Досталось мне нешуточно. Не любит меня совсем хозяин. Обидно!
Доктор: Никотин развивает язву.
Желудок: Вот я ее и подцепил. Она меня уже совсем загрызла. Не знаю, что и делать с ней.
Доктор: Сделать что-то нужно, чтобы Язва отступила! (Доктор совершил попытку спихнуть ее с Желудка, но ничего у него не вышло).
Желудок: Вы не сможете помочь. Хозяин бросит курение
отступит Язва.
Больной: Да, я так вляпался…. Если не буду ничего делать
все хуже и хуже будет. Нужно заключить договор с Силой Воли. Она меня спасала уже много раз. Спасет и в этот, надеюсь.
Доктор: Пока
опоздали. Придется положить вас в больницу. Дальше тянуть нельзя.
Больной стоит очень грустный, но не может противостоять реальности. Его госпитализируют.
Ведущий: Давайте представим ненадолго, что я
это весы. Мои руки чаша весов. На одной стороне (указывает на правую руку) находятся: близкие, родные, друзья, знакомые, жизнь ваших детей, ваше здоровье. На второй сигареты. Что выбираете вы?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО

Ведущий благодарит учащихся, родителей за участие в тематическом вечере «Мир здоровья наш мир», и завершает вечер словами:  «Способность бросить вредную привычку зависит от вас: от вашей собранности, воли. Надо быть упорными и настойчивыми. Начать курить, выпивать легче, чем отказаться от  этих пагубных привычек.
Так давайте же не начинать этого делать. Давайте беречь здоровье
свое и близких!»


ЛИТЕРАТУРА

1. Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г № 1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины";
2. Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2006-2010 годы, (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 27.04.2006 г.);
3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 года № 125.
4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.12.2006 года ).
5. Амбросимова А.В. Здоровье молодежи. Мн. 2007 г.
6. Гафиров В. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. М. 2008 г.
7. Классные часы в лицее и колледже.  Ростов-на-Дону. 2007 г.
8. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактики. М. 2001 г.
9. Назарова Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие.  М. 2007 г.
10.Муравьев С.А. Счастье быть здоровым. Мн. 2009 г.


 
Республиканский институт профессионального образования
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Назад к содержимому | Назад к главному меню